Не успели мы привыкнуть к словосочетанию high definition, запомнить новые значения разрешений вплоть до 1920x1080 и правильно расставить шесть колонок многоканального звука, как в недрах исследовательских лабораторий уже разработали новый формат. И если формат высокой четкости превышает обычный в пять раз по площади кадра и втрое по звуку, то новый формат уже больше формата HDTV в 16 раз по площади и в 4 раза по звуку.
Ultra HDTV - это технология, разработанная научно-технической исследовательской лабораторией (STRL) японской корпорации NHK. Названий у формата много, сама NHK называет его Super Hi-vision. Встречаются и такие названия как "Широкоэкранная система ультравысокого разрешения с 4000 линиями сканирования" (Ultrahigh-Definition Wide-Screen System with 4000 Scanning Lines) и "Телевизионная Система Ультравысокого Разрешения 8К" (8K Television System "Ultra High Definition TV").
Пределы совершенства
Развитие Hi-Fi техники - это череда принятия новых компромиссов с преодолением старых. Когда выяснилось, что упаковать в полосу 6.5 МГц видеосигнал стандартной четкости не удастся, был принят компромисс - чересстрочная развертка. Но вот настала цифровая эра, прогрессивная развертка стала не только доступной, но и предпочтительней - с учетом более эффективного сжатия алгоритмами MPEG. И тут выяснилось, что движения в чересстрочной развертке выглядят более плавно. Ведь полукадры в ней чередуются вдвое чаще (60i для NTSC), чем кадры в развертке прогрессивной (30p). Так появляется развертка 60p.
Для чего нужно шесть колонок звука 5.1, когда ушей - всего два? Стереозвук дает полное представление об окружающей обстановке. Информацию о направлении на источник звука мозг вычисляет по разнице во времени прихода звуковой волны к каждому уху. Все так - если мы в наушниках. В случае с двумя колонками ситуация осложняется. Колонки нужно правильно расставить относительно слушателя. Сидя в "неправильном" месте или поворачивая голову, слушатель получает неверную информацию и стереозвук "рассыпается". Каждое ухо слышит обе колонки, что тоже осложняет локализацию виртуального источника звука. Есть еще такая особенность восприятия звука человеком - резкий громкий звук локализуется мозгом однозначно по месту той колонки, звук от которой пришел первым. Так стерео сначала превращается в квадро, затем в 5.1, 7.1 и, наконец, 22.2 в Ultra HD.
Аналогичная ситуация и в области изображения. Чем большего размера экран хочется получить, тем большим должно быть его разрешение, чтобы картинка не превратилась в мозаику. Но ведь так разрешение может расти до бесконечности? И да, и нет. Если принять разрешающую способность человеческого глаза за одну угловую минуту (а это примерно так и есть), то горизонтальное разрешение монитора, полностью окружающего зрителя, составит 360*60=21600 пикселей. То есть уже сегодня 11 мониторов с разрешением Full HD могут полностью покрыть круговой обзор по горизонтали, а будущих Ultra HD мониторов вообще хватит 3 штуки. До полного совершенства подать рукой. Это все верно только если смотреть на экран сидя на одном месте (как в ситуации со стереозвуком). Если же перемещаться вдоль "видеостены", то необходимое разрешение будет зависеть как от размеров самой стены, так и от минимального расстояния, на которое зритель будет к этой стене подходить.
[signature]
Ultra HDTV - это технология, разработанная научно-технической исследовательской лабораторией (STRL) японской корпорации NHK. Названий у формата много, сама NHK называет его Super Hi-vision. Встречаются и такие названия как "Широкоэкранная система ультравысокого разрешения с 4000 линиями сканирования" (Ultrahigh-Definition Wide-Screen System with 4000 Scanning Lines) и "Телевизионная Система Ультравысокого Разрешения 8К" (8K Television System "Ultra High Definition TV").
Пределы совершенства
Развитие Hi-Fi техники - это череда принятия новых компромиссов с преодолением старых. Когда выяснилось, что упаковать в полосу 6.5 МГц видеосигнал стандартной четкости не удастся, был принят компромисс - чересстрочная развертка. Но вот настала цифровая эра, прогрессивная развертка стала не только доступной, но и предпочтительней - с учетом более эффективного сжатия алгоритмами MPEG. И тут выяснилось, что движения в чересстрочной развертке выглядят более плавно. Ведь полукадры в ней чередуются вдвое чаще (60i для NTSC), чем кадры в развертке прогрессивной (30p). Так появляется развертка 60p.
Для чего нужно шесть колонок звука 5.1, когда ушей - всего два? Стереозвук дает полное представление об окружающей обстановке. Информацию о направлении на источник звука мозг вычисляет по разнице во времени прихода звуковой волны к каждому уху. Все так - если мы в наушниках. В случае с двумя колонками ситуация осложняется. Колонки нужно правильно расставить относительно слушателя. Сидя в "неправильном" месте или поворачивая голову, слушатель получает неверную информацию и стереозвук "рассыпается". Каждое ухо слышит обе колонки, что тоже осложняет локализацию виртуального источника звука. Есть еще такая особенность восприятия звука человеком - резкий громкий звук локализуется мозгом однозначно по месту той колонки, звук от которой пришел первым. Так стерео сначала превращается в квадро, затем в 5.1, 7.1 и, наконец, 22.2 в Ultra HD.
Аналогичная ситуация и в области изображения. Чем большего размера экран хочется получить, тем большим должно быть его разрешение, чтобы картинка не превратилась в мозаику. Но ведь так разрешение может расти до бесконечности? И да, и нет. Если принять разрешающую способность человеческого глаза за одну угловую минуту (а это примерно так и есть), то горизонтальное разрешение монитора, полностью окружающего зрителя, составит 360*60=21600 пикселей. То есть уже сегодня 11 мониторов с разрешением Full HD могут полностью покрыть круговой обзор по горизонтали, а будущих Ultra HD мониторов вообще хватит 3 штуки. До полного совершенства подать рукой. Это все верно только если смотреть на экран сидя на одном месте (как в ситуации со стереозвуком). Если же перемещаться вдоль "видеостены", то необходимое разрешение будет зависеть как от размеров самой стены, так и от минимального расстояния, на которое зритель будет к этой стене подходить.
[signature]
--------------------
{signature}
[/signature]
{signature}